ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 27-02-12 Архипастырское Послание Его Блаженства, Митрополита Ионы

 

Преосвященным архипастырям, преподобным пастырям, досточтимым монашествующим и христолюбивым чадам Православной Церкви в Америке

Возлюбленные во Христе,

«Внидите паки в рай», воспевает Святая Церковь в кондаке на преполовение Великого поста. Во время года, которое совпадает с весенними каникулами студентов — поводом для буйного и безрассудного самоудовлетворения в свином загоне страстей — Церковь предлагает нам совершенно иной образ рая. Пост, бдение, тишина, молитва, самоотречение, щедрость: таковы труды, посредством которых мы призваны обрести наше подлинное райское жилище.

В течение трех недель, которые вели нас к великому и торжественному первому дню Поста, Церковь являла нашему духовному взору тему изгнания. Когда наших предков по вере уводили в вавилонский плен, они плакали и, повесив свои лиры, говорили: «Как воспеть нам песнь Господа на земле чужой? Если я забуду тебя, Иерусалим, да отсохнет десница моя» (Пс. 136:4-5). Блудный сын в одиннадцатом часу обрел благодать, чтобы вспомнить отчий дом, и потому направил свои стопы на путь возвращения. Наши прародители Адам и Ева своим непослушанием избрали изгнание и тяготы для себя и всех потомков, но всё же им, а вместе с ними и нам открыт путь домой: мы видим двери покаяния отверстыми, и наш любящий Отец на небесах с распростертыми объятиями ждет нашего возвращения.

 

В Священном Писании Иерусалим, сердце Земли обетованной и месторасположение Храма, символизирует жилище Бога среди людей. Когда пришло время нашему Спасителю быть взятым, «Он восхотел идти в Иерусалим» (Лк. 9:51). Направляясь в земной Иерусалим, Он шел на страдания и позорную смерть. Тем не менее, «ради предлежавшей Ему радости Он претерпел крест, презрев посрамление, и воссел одесную престола Божия» (Евр. 12:2). Изгнанный из города, страдая за его вратами, Он освятил народ Своей собственной Кровью. Потому апостол и говорит, что мы должны «выйти к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем грядущего» (Евр. 13:12-14).

Изгнанные в Вавилон отказывались забыть Иерусалим. Тоскуя по земле, которую Бог отдал Аврааму, они не хотели признавать Вавилон своим домом. Святой пророк Даниил и три юноши послушались голоса своей совести, несмотря на угрозу жестокого наказания, которая исходила от системы, ненавидевшей праведность. Когда же появилась возможность, они не остановились перед тем, чтобы говорить правду противившимся ей, и, несмотря на все беды, Бог вознаградил их за верное свидетельство (см. Дан., гл. 3 и 6).

 

Если мы хотим вернуться в дом нашего Отца, нам следует в первую очередь принять тот факт, что мы, вне зависимости от места нашего жительства, — изгнанники. А это значит, что если мы стремимся следовать Христу, если мы стараемся молиться и поститься, избегать праздных разговоров, упорядочить свои мысли и обрести покой в наших сердцах, возлюбить наших ближних и наших врагов, говорить правду, не осуждая, роду прелюбодейному и грешному, — то мы должны быть готовы к тому, чтобы претерпеть те же насмешки и ненависть со стороны сильных мира сего, которые и Христос претерпел, пребывая на земле. Ибо Он «первенец и совершитель нашей веры», и Он дает нам благодать, необходимую для подготовки к ожидающим нас страданиям — от рук ли человеческих или от диавола и ангелов его. Мы должны приготовить себя к борьбе, отложив всякое «всякое бремя и запинающий нас грех» (Евр. 12:1). Великий пост — это время напряжения наших сил, которое воспитывает в нас способность устоять в долгом и утомительном пути домой.

Но аскетический подвиг Великого поста есть воистину предвкушение рая! Мир сей предлагает нам якобы счастье, но это обман — в действительности это лишь предвкушение ада. Впрочем, слишком многие христиане стали настолько бесчувственными духовно, что адские удовольствия мира для них привлекательнее, чем эдемские радости Церкви и Царства. Мы утратили память о рае, мы забыли о духовном Иерусалиме, мы построили себе уютный дом на этой чужой для нас земле. Как же мы сможем решиться следовать за Христом в Иерусалим? Что поможет нам следовать и впредь узким путем к нашему подлинному дому?

«Хочешь ли быть здоров?» Наш Спаситель обратился с этим вопросом к человеку, который был парализован 38 лет (Ин. 5:6). Похожий вопрос можно задать нам: «Хочешь пойти домой?» Ответ не является само собой разумеющимся. «Хочешь вернуться в дом Отца твоего? Хочешь оставить загон для свиней, где царствуют страсти? Хочешь омыться, исполниться света, облечься в достойные одежды и преобразиться в славе Божией?» Сознательно или нет, но мы отвечаем «да» или «нет» на эти вопросы всю нашу жизнь — ежедневно, ежечасно, ежеминутно. В какое-то мгновение мы можем устремиться к Иерусалиму, к кресту, который ждет нас там, к радости и славе, которые приходят только через крест; а уже в следующее мгновение мы бежим назад к нашим привычным страстям и заблуждениям. Мы колеблемся в нерешительности, убеждая себя, что еще успеем бесповоротно предать себя Христу, прежде чем наше время истечет. Вряд ли мы допускаем даже мысль о возможности другого исхода — мы слишком этого страшимся. Пленные в Вавилоне, блудный сын, даже сам Адам — для них всех изгнание закончилось, они вернулись домой, они вернулись в рай. Но нас в последний перед Постом воскресный день предупредили о гибельной альтернативе покаянию — об изгнании навечно от лица Божия и лица тех, кто любит Его. Ибо никто — ни человек, ни ангел, ни даже Сам Бог — не может заставить нас вернуться с чужбины против нашей воли. Бог протягивает к нам руки, чтоб обнять нас, но Он дает нам свободу отвернуться. Его лик светится любовью и милосердием, но мы можем закрыть на это глаза. Тогда ничего не останется нам, кроме мрака, смятения и вечного отчаяния.

В доме нашего Отца «обителей много», и Христос пошел прежде нас, чтобы приготовить нам место. Он придет снова и возьмет нас к Себе, чтобы и мы могли пребывать вместе с Ним. Мы знаем узкий путь, которым Он шел; Он сам есть «путь, и истина, и жизнь» (см. Ин. 14:2-4). Если мы с Ним, нам нечего бояться. В последний великий День, в конце века, мы увидим Новый Иерусалим, сходящий от Бога с неба, «приготовленный как невеста мужу своему» (см. Откр., гл. 21). С радостью вступим в него, чтобы праздновать вечную Пасху — когда Бог с нами и мы с Ним. И Он отрет всякую слезу с наших очей, и тогда наконец мы будем дома.

Благословляя на мирный и святой пост, с любовью во Христе

+ИОНА,

Архиепископ Вашингтонский,

Митрополит всей Америки и Канады



Новости | 27-02-12 Архипастырское Послание Его Блаженства, Митрополита Ионы
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org