ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Проповеди | Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. С праздником!

Начиная поучение мое к вам, дорогие братья и сестры, я оградил себя крестным знамением и сказал: во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Что это значит? Для чего это? А для того чтобы дать знать, с какой мыслью хочу говорить поучение. Ведь дела наши получают достоинство от того, с какой мыслью они нами делаются. Если что мы делаем с мыслью чистой, святой, то наше дело свято, а если мы делаем с мыслью нечистой, греховной, то дело наше греховно, как бы по-видимому ни было оно свято.
Поэтому, помятуя о Господе нашем Иисусе Христе, давайте-ка еще раз внимательно послушаем Его сегодняшние слова по-русски. Послушаем и постараемся вдуматься в них:

Мф., 18 зач., 6, 22-33

«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.»

Ищите же прежде всего Царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Почему же мы должны прежде всего искать Царствия Божия? Да потому что человек, имеющий Христа в своем сердце, всегда богат и счастлив, каковы бы ни были условия его земного существования. И наоборот, человек, поставивший себе целью стяжание благ земных, всегда неудовлетворен, всегда жаждет большего.  У верующего же человека есть главная и ни с чем не сравнимая ценность – Христос. Он всегда наполняет Своей благодатью наши сердца. Мы свободны во Христе. Свободны от забот и тревог о будущем. Христос даст нам хлеб насущный и позаботится о наших нуждах. Только надо верить и доверять Господу.

Или вот еще говорит нам Христос: «Не можете служить Богу и маммоне». Помню, когда первый раз прочитал в храме эти слова, очень опечалился. По моему разумению выходило так, что я живу как язычник. Пять дней в неделю хожу на светскую работу, где нужно уделять много сил и времени приумножению доходов и прочим совсем не божеским делам. После литургии я обратился за советом к одному очень хорошему батюшке. Он улыбнулся в ответ и сказал: «Не заботься, отец Алексей. До тебя диакон вообще был хозяином финансовой компании.  Не заботься, а старайся , чтобы твои любые дела были святы»

Легко сказать «чтобы твои любые дела были святы». Вопрос, как достичь этого? Добиться того как?! Ответ есть.

Первая и главная мысль всегда должна быть у нас одна: мы должны все делать для того, чтобы Богу угодить, волю Его исполнить, имя Его прославить. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа: так научены мы Святой Церковью все начинать. Да святится имя Твое, да будет воля Твоя... – так научил нас Сам Господь всегда мыслить, желать и молиться. Слава Тебе, Боже! – так научены мы все оканчивать. Я делаю это для того, чтобы волю Господа Бога моего исполнить, имя Его прославить – вот единственная святая мысль, с которой мы должны все делать. Свято только то, что Богу нами посвящается, что ради Бога нами делается.

Есть проверенный практикой совет: «Прежде нежели приступишь к какому делу, подумай сначала, спроси себя самого: для чего хочу я это делать, для Бога ли? Если да, то дерзай, чадо, и смело иди вперед.

Если же дело твое не богоугодное, недоброе, греховное, то при вопросе, для чего ты хочешь, будешь это делать, для Бога ли, ты остановишься, не решишься его делать. Худого дела для Бога делать нельзя. Когда у нас Бог на уме, тогда от нас, как от огня, убежит все худое, всякая злая страсть. Вот только Бога на уме надо иметь. Светильник для тела есть око, а нам при наших делах да будет светильником Бог, Его воля, Его слава, чтобы все нам делать во имя Отца и Сына и Святаго Духа, чтобы таким образом все дела наши были чисты и святы пред Богом.

И еще один очень важный момент в сегодняшнем Евангелии, дорогие братья и сестры: «...не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться». Нужно нам всем доверять Богу, его ежедневной заботе о нас, грешных.

Расскажу вам напоследок по этому поводу историю из жизни чудного святого 20 века святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. В Китай он приехал в середине 30-х годов. Тогда Шанхай еще не был таким сверхсовременным городом будущего, каким находят его нынешние туристы. Тогда Шанхай был еще известен как город трущоб. Были в шанхайских трущобах те, кому приходилось хуже всех. Это нищие беспризорные дети. Обидеть их мог каждый, а заступиться за них было некому. Поэтому именно о них владыка Иоанн заботился в первую очередь. Сразу же он организовал приют. Владыка сам собирал больных и голодающих ребят с улиц и из темных городских закоулков. Одну девочку он привел в приют, выменяв ее у бродяги-китайца за бутылку водки. Ребенка за бутылку, можете себе представить?!

Денег на содержание воспитанников всё время не хватало. Но зато рядом с ними всегда был владыка Иоанн, любивший приютских детей как своих собственных. А настоящая любовь может творить чудеса.

Воспитательница Мария Александровна Шахматова, рассказывала об удивительном случае, который есть во всех подробных житиях святителя: «Однажды во время войны нищета приюта достигла таких пределов, что кормить детей было в прямом смысле нечем, а было их тогда в приюте как минимум девяносто человек. Персонал негодовал, потому что архиепископ Иоанн продолжал приводить новых детей («Приводит, а кормить нечем! Приводит и приводит, а кормить-то чем?! Лучше бы он ходил по домам и собирал милостыню для голодных воспитанников»).

Как-то вечером Мария Александровна не смогла сдержаться и высказала владыке всё, что было на душе. Она потеряла контроль и кричала как в истерике. Владыка грустно посмотрел на нее и спросил: “В чем вы больше всего нуждаетесь?” Она ответила сразу же: “Во всем! На худой конец — в овсянке. Нам нечем кормить детей утром”».

Архиепископ Иоанн посмотрел на нее печально и поднялся наверх к себе. Затем она услышала, как он молится и бьет поклоны, Ее мучила совесть: в ту ночь она так и не смогла заснуть и задремала только под утро.

Разбудил ее звонок в дверь. Открыв, она увидела незнакомого господина — на вид англичанина, который сообщил, что представляет какую-то зерновую компанию, и у них остались лишние запасы овсяной крупы, поэтому он хотел бы узнать, можно ли найти ей применение, ведь здесь, как он слышал, есть дети. И тут же в приют начали вносить мешки с овсянкой. Один за другим... В это время владыка Иоанн начал медленно спускаться по лестнице. Ему было пора в храм.

Вон там за аркой слева в нашем храме находится икона св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского с частичкой его святых мощей. Подходите к ней почаще, молитесь и вспоминайте о словах из сегодняшнго чтения.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Аминь.

д. Алексий Черкасов, храм св.вмц. Екатерины, 24.06.2012 г.

 



Проповеди | Проповедь в Неделю 3-ю по Пятидесятнице
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org