ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 14-02-10 Архипастырское послание Его Блаженства митрополита Ионы в связи с началом Великого поста 2010 года

Собратьям архипастырям, всечестным отцам, боголюбивым инокам и инокиням и всем верным чадам Православной Церкви в Америке!

Дорогие братья и сестры во Христе!

Отверзошася божественного покаяния преддверия: приступим усердно, очистивше телеса, брашен и страстей отложения творяше, яко послушницы Христа, призвавшего мир в Царствие Небесное, десятины всего лета приносяще всех Царю, яко да и Воскресение Его любовию узрим.

Мы рассматриваем Великий пост как подготовку к празднованию животворящих Страстей и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Великий пост – это очень красивое и глубокое время, время, называемое Церковью «духовной десятиной года», которую мы отдаем Христу в духе поста и самоотречения. Мы постимся, мы молимся, мы посещаем службы и творим милостыню. Но что изменяется в нас на следующий день после Пасхи? Достигли мы внутреннего мира? Овладели нашими страстями? Исцелилась ли хоть немного моя душа?

Пост – это время покаяния. Но это покаяние не означает простого сожаления о наших грехах, еще меньше – попытки совершить какие-то искупительные деяния, чтобы их загладить. Цель покаяния – это скорее преображение наших умов и сердец, самогó нашего сознания. Оно означает преображение всей нашей жизни в целом. Покаяние означает, что нам приходится принимать изменение. Это изменение касается не только нашего питания в течение нескольких недель или отказа от некоторых дурных привычек. Оно означает иной образ поведения, восприятия Бога, самих себя, наших близких. Оно означает отказ и отречение от того, как мы живем и обращаемся с другими людьми, и принятие нового образа жизни. Нам приходится признать, что наша жизнь и поведение ведут нас не к более глубокому общению с Богом и ближними, а к отчуждению от них и от самих себя.

Как часто мы попадаем в ловушку нашего самопревозношения и гордости, думая, что нам не нужно меняться. Это заблуждение. Если мы так уверены в себе, зачем же тогда мы оставили место для Бога, чтобы Он показал нам наши недостатки? Мы попадаем в ловушку фарисейства. Особенно это проявляется, когда мы позволяем себе судить и осуждать наших близких. Если мы позволяем себе судить и осуждать, то можем быть уверены, что изгнали Бога из своей жизни. Кто нуждается в Нём, если я могу судить всех и всё? Мы без конца придираемся к нашим ближним, начиная от их внешности и кончая глубоким осуждением их честности. Но поступая так, мы разрушаем свои души. Мы проецируем всю собственную неуверенность на окружающих нас людей, не заботясь о том, что раним чьи-то чувства и разрушаем чьи-то жизни. Но в действительности это не имеет никакого отношения к тем, другим людям; наше осуждение – всего лишь наш личный образ, образ нашей неуверенности в себе, отражение наших грехов, в которых мы не хотим себе признаться.

Если мы судим и осуждаем ближнего, наш пост проходит впустую. Наше покаяние – лицемерно. Тем самым мы насмехаемся над Иисусом Христом. Мы причащаемся в осуждение. И в своей гордыне не сознаем этого.

Покаяние, то есть «преображение в обновлении нашего ума», означает, что, подобно блудному сыну, мы «пришли в себя» и осознали, что впали в заблуждение ума и сердца. Возможно, нам удаётся увидеть часть урона, который мы нанесли себе и другим. Мы признаём, что наш ум полон злобы, подозрительности, осуждения и самопревозношения и что мы не имеем внутреннего мира.

Как же мы каемся? Первое, что мы должны сделать, – это отойти от того, что нас раздражает: отстраниться – на время – от вещей и людей, которые вызывают у нас недобрые мысли и осуждение. Нам нужно удерживаться от непрестанных воспоминаний о нанесённых нам обидах (а следовательно, от осуждения и обвинения в адрес тех людей, которые обидели нас) и осознавать, что это – всего лишь наше собственное самооправдание, укоренившееся в гордости и тщеславии. Затем нам нужно молиться Богу, прося у него прощения за нашу злобу и гордыню и прося простить нашего обидчика за нанесённую нам обиду. Затем мы можем как бы забыть об этом. Пока нас раздражают воспоминания о несправедливостях (чувство обиды) и нашей реакцией является злоба, мы от этого не избавились. Но когда какое-либо воспоминание больше не тревожит нашего мира, мы знаем, что Бог подействовал в наших сердцах.

Великий пост может быть больницей, лечебницей, для наших душ, болезнующих страстями. Но излечились ли мы? Если захотим, мы сможем до небес вознестись умом и сердцем. Мы сможем использовать Великий пост, чтобы заложить основы послушания, создать привычки, которые останутся с нами на весь год. Мы сможем выйти из Поста с просвещёнными сердцами и очищенным умом, обретя новый образ жизни. Позволим ли мы себе измениться и преобразиться в покаянии?

Только такое преображение откроет наши духовные очи, только оно даст нам возможность от всего сердца, от всего нашего существа с радостью воскликнуть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

С любовью о нашем Милостивом Спасителе,


+ ИОНА

Архиеписокоп Вашингтонский, Митрополит всея Америки и Канады



Новости | 14-02-10 Архипастырское послание Его Блаженства митрополита Ионы в связи с началом Великого поста 2010 года
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org