ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 10-03-08 Архипастырское послание Его Блаженства, Митрополита Германа на начало Великого Поста 2008

Духовенству, монашествующим и верным Православной Церкви в Америке

Дорогие возлюбленные во Христе:

Среди литургических богослужений Постной Триоди особенно выделяется Литургия Преждеосвященных Даров. В предисловии к служебнику, изданному Отделом религиозного образования Православной Церкви в Америке, протопресвитер Фома Хопко называет Божественную Литургию Преждеосвященных Даров «одним из великих шедевров православного благочестия и литургического творчества».

Так как эта Литургия подходит к концу, мы слышим заамвонную молитву. В этой молитве Великий пост называется «пречестными днями, ко очищению душам и телом, к воздержанию страстей, к надежде воскресения».

Очень легко смотреть на пост как на какую-то неприятную и тяжелую работу. Иногда приближение поста даже наполняет нас страхом. Постом больше служб и нам кажется, что слишком долго мы будем жить без пищи и развлечений, которые столь приятны для нас. Однако, уже упомянутая молитва напоминает нам, что Великий пост – это святое время, «пречестное». В Евангелии, наш Господь учит нас, что «суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2, 27). Времена и периоды литургического года - это дары, данные нам Богом для нашего исцеления, назидания и продолжающегося развития в нас Его Божественного образа. Великий Пост это время лелеять в себе мысль как драгоценный дар, знающий, что плоды предложены и ценны дополнительными усилиями.

Великий Пост предлагает нам дар «очищение душ и телес». Также как грязный двигатель не может правильно работать, мы не можем действовать должным образом, если мы ослаблены физическими и духовными повреждениями. Пост это благо для тела и души. Он очищает нас физически и наполняет нас духовной ясностью мышления, которая может прийти только через духовную борьбу. Наш Господь Иисус Христос напоминает нам, что нечистые духи могут быть изгнаны «только молитвой и постом» (Мф. 17, 21). Будьте бдительнее, сосредоточеннее, мы должны молиться с меньшей рассеянность, сотворяя себя более открытыми для вселения в нас Святого Духа.

Через наш пост Господь получает возможность действовать в нас, и мы получаем дар очищения от страстей. Буквальное значения слова «страсть» – страдание. Страдание может не быть ограничено только физической болью, но может быть результатом глубокого внутреннего конфликта. Каждый христианин должен выбирать в своей жизни между путем следования за Христом и путем следования за указаниями нашего падшего естества; этот выбор, находится в сердцевине «покаяния», «изменения ума», отвращении его от греха и направлении его к Богу, к которому мы взываем снова и снова в течении Великого Поста. Также, может показаться, что этот выбор легко сделать, но в действительности это очень сложно, еще сложнее укрепиться в этом выборе. Так, апостол Павел говорит Римлянам «Потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7, 15). Через самодисциплину поста мы еще больше открываемся для активного присутствия Божия в нас. Это присутствие дает нам силу, мудрость и мужество, необходимые для отвержения наших греховных наклонностей и укрепления нашей устремленности в Царствие Небесное. Как апостол Павел говорит Галатам: «И уже не я живу, но живет во мне Христос». Это первый плод поста.

Святое время Великого поста действительно время особых усилий. Это время для того, чтобы трезво и честно посмотреть на себя, на нашу жизнь и отношения с Богом. Это не легко и это очень важно, чтобы мы сохраняли мысль о необходимости усилий. Мы не приступим к этому поприщу с мрачным видом, но с радостной «надеждой на воскресение». Наш пост будет проходить в ожидании Пасхи, торжества Восставшего из мертвых Христа, которое мы храним в наших сердца, пока мы постимся. Мы самоотверженно боремся, стремясь к очищению души и тела и внутреннему исцелению от страстей к более совершенному участию в славе воскресения Христова.

В послании к Коринфской Церкви апостол Павел пишет: «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Кор. 9, 6-7). Хотя апостол конкретно говорит о денежных дарах, этот принцип может быть применим ко всему, что мы делаем для Христа, включая и отречения, которые мы совершаем во время поста. Использую эти слова апостола Павла, мы можем сказать, что мы призваны «уделять по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением», «но доброхотно», зная, что наша цель это празднование жизнеподательного празника праздников – Пасхи, Воскресения нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

Существует традиция в начале Великого Поста испрашивать прощения у тех, кого мы обидели, огорчили или против кого согрешили. Мы все еще находимся в тот период нашей истории, когда многие чувствуют боль и гнев в результате правонарушений произошедших в нашей Церкви. Если я согрешил против вас тем или иным образом, и, особенно, если мои действия по отношению к этим правонарушениям принесли вам боль, я прошу вашего прощения и молитв.

Желая вам духовного окончания спасительного времени Поста и Страстной седмицы и радостного прославления Святой Пасхи, я ниспосылаю мое архипастырское благословение и отеческую любовь, я остаюсь

С любовью во Христе,

+ГЕРМАН


Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский

Митрополит всея Америки и Канады



Новости | 10-03-08 Архипастырское послание Его Блаженства, Митрополита Германа на начало Великого Поста 2008
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org