ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 03-02-04 Архипастырское Послание Его Блаженства Митрополита Германа к началу Великого


Досточтимым архипастырям, пастырям монашествующим и всем верующим Православной Церкви в Америке

Горячо возлюбленные о Господе!

Сразу же после Своего крещения во Иордане Господь наш Иисус Христос вошел в дикую местность пустыни. Там, готовясь к Своему общественному служению, Он постился сорок дней и ночей. И "с того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.4:17).

Покаяние - сознательное преображение нашего сердца, нашего разума и сама сущность нашей жизни - находится в сердцевине Великого поста, в который мы теперь входим. За несколько недель до начала нашего приготовления к славной Пасхе Господней, Церковь по своей премудрости призывает нас покаяться, пасть пред Госодом и Владыкой и воззвать: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". И накануне первого дня Великого поста, по окончании вечерни с чином прощения, мы признаем, что нуждаемся в покаянии, когда произносим постовую молитву преподобного Ефрема Сирина. "Дажь ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего" - молимся мы, признавая, что только когда мы входим в "дикие места пустыни" и сосредотачиваемся на внутреннем, мы делаем первый шаг на пути покаяния и совершаем путь к пустому гробу и далее.

Великий пост дает нам возможность искать освобождения от тех вещей, которым мы позволили, часто неосознанно, сделать себя их пленниками и которые, в сущности, власти такой не имеют. Подобно тому, как Господь наш низложил немощного диавола в пустыне, сказав: "Отойди от Меня, сатана!" (Мф.4:10), также и мы сталкиваемся с необходимостью порвать с нашими страстями, нашей многозаботливостью, нашей завистью, гордыней и гневом, будучи уверены, что двери покаяния всегда отверсты тем, кто в них стучится и что наша молитва, пощение и милостыня имеют силу преобразить нашу собственную жизнь и жизнь тех, кто нас окружает.

Покаяние, однако, никогда не должно рассматриваться как нечто относящееся лишь к периоду поста, нечто, что лишь готовит нас к Святой Пасхе и мало приложимо вне всего этого. Напротив, покаяние находится в самом центре нашей духовной жизни. Это непрестанное движение, которое одновременно подготавливает нас к участию в окончательной победе Христа, хотя и исполнение и совершение ее находится в нашем образе жизни много позже того, как мы обрели опустевшую гробницу. Покаяние есть продолжающийся, постоянный, ежедневный подвиг, через который, как напоминает нам св. Петр "от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества" (2 Пет.3,4). Все же, наше "прохождение" дверями покаяния в течение Великого поста должно быть завершено в нашем пасхальном "переходе" от "ветхого нашего человека, распятого с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху" (Рим.6:6).

Вместе мы стоим у дверей покаяния. Вместе мы стучим и умоляем Подателя жизни повести нас от безжизненной пустыни нераскаянной жизни к радости и обновлению, к которому нас приводит внутренняя перемена по образу Божию. Принимая сознательное решение "более не быть рабами греха", мы отправляемся в бесконечное путешествие, ведущее нас к тому "незаходимому дню", который даруется тем, кто кается.

Пусть же Тот, Который молится и постился в пустыне, подаст нам благословение на время поста, и пусть слезы нашего покаяния приведут нас к той радости и внутренней перемене, которая столь важна для провозглашения Евангелия всем, кто готов его слушать!
С любовью во Христе

+ ГЕРМАН
Архиепископ Вашингтонский,
Митрополит всея Америки и Канады

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org