ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 15-04-09 Великая Среда в храме святой великомученицы Екатерины

Во вторник вечером 14 апреля 2009 года, клирик храма св.вмц. Екатерины иерей Даниил Луговой совершил Утреню Великой Среды. Утром в среду духовенство прихода во главе с настоятелем архимандритом Закхеем отслужили последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. В завершении богослужения архимандрит Закхей завершил время покаяния и поста молитвой святого Ефрема Сирина и иерей Даниил Луговой произнес проповедь.

В Великую Среду Церковь последний раз в году совершает Литургию Преждеосвященных Даров. За богослужением читается отрывок из Евангелия, в котором повествуется о женщине, пришедшей с сосудом благовонного масла и помазавшей этим маслом ноги Спасителя. Святой Евангелист Матфей повествует об этом так: «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать серебренников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 6-16).

Жена, приступившая ко Господу с тем, чтобы помазать Его драгоценным миром, была кающейся грешницей. Она принесла миро в алавастровом сосуде. Миро представляло собой благовонную жидкость из масел и пахучих веществ, обыкновенно – из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов. Алавастр это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него приготовлялись разные вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматических веществ. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо – ноги.

«Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?» – не зная мыслей и чувств глубочайшего благоговения жены-грешницы, ученики осудили ее поступок, зная, что Учитель их не терпел роскоши и выше всего ставил дела милосердия и благотворения. Но они в этом случае ошиблись. Господь оправдал ее поступок, как происходивший от теплой веры и сердечного сокрушения. «Нищих всегда имеете с собой», и, следовательно, всегда можете творить им добро: «а Меня не всегда имеете» – это прикровенное указание на близость Своей смерти. Кроме того, этому действию Господь дает и еще особое символическое значение: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» – в древности был обычай умащать тела мертвых благовониями. В награду за ее поступок Господь предрек ей всегдашнюю память об ее поступке между христианами, что мы и видим, повествование об этом не только записано в Евангелии, но включено и в богослужение Церкви: в последовании Великой Среды Церковь прославляет поступок этой жены, проводя как бы параллель по контрасту между ним и предательством Иуды, совершенным в тот же день, сразу после этого.

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его?» – «Тогда»: этим словом выражается не столько последовательность событий, сколько их внутренняя логическая связь. Иуда ожидал от Господа Иисуса Христа земных благ, мирского богатства и владычества: его корыстолюбие теряло терпение, видя полную нестяжательность Учителя: он начал сам вознаграждать себя из ковчежца, тайно присваивая себе полагаемые в него пожертвования, по свидетельству Евангелиста Иоанна (Иоан. 12, 6). Случай в доме Симона прокаженного окончательно дал ему понять, что он напрасно ждет обогащения от Учителя добровольной нищеты. Досада на Господа, обманувшего, как ему казалось, его надежды, и желание использовать хоть какой-нибудь случай к наживе, сделали его предателем. Уже зная о решении синедриона схватить Господа, он сам пошел к первосвященникам, чтобы предложить им за деньги свои услуги – предать им Господа без народа, в уединенном месте. «Что вы дадите мне?...» – эти слова указывают на его досаду и злобу против своего Учителя, которого он решил во всяком случае предать, не споря о цене. Поэтому ему и назначают в общем совсем ничтожную сумму – цену беглого раба – «тридцать серебренников», т.е. тридцать серебряных монет, так называемых «священных сиклей». Такую цену положили, по-видимому, чтобы показать все свое презрение к Господу Иисусу Христу, и в расчете на скупость и сребролюбие предателя, который не станет торговаться. И Иуда действительно оказался сговорчивым, не требовал большего, и «с того времени он искал удобного случая предать Его», Удобного случая, т.е. такого, когда можно будет схватить Иисуса наедине, без обычно окружавшего Его народа. Назначением такой цены исполнилось пророчество Захарии о 30 сребренниках, коими неблагодарный народ оценил отеческое попечение о нем Иеговы (Зах. 11, 12-13).



Новости | 15-04-09 Великая Среда в храме святой великомученицы Екатерины
Новости | 15-04-09 Великая Среда в храме святой великомученицы Екатерины
Новости | 15-04-09 Великая Среда в храме святой великомученицы Екатерины
Новости | 15-04-09 Великая Среда в храме святой великомученицы Екатерины
Новости | 15-04-09 Великая Среда в храме святой великомученицы Екатерины
Новости | 15-04-09 Великая Среда в храме святой великомученицы Екатерины
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org