ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 26-12-04 ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ АНДРЕЕМ СОММЕРОМ (РПЦЗ)

- Я бы хотела задать вопрос в отношении объединения двух церквей - Русской Православной и Зарубежной. Есть ли уже какие- то результаты и каковы, на Ваш взгляд, могут быть последствия объединения РПЦ и РПЦЗ на земном и высшем духовном уровне?

- Хочу сперва начать, что официально я не уполномочен это высказывать, у нас есть специальная комиссия, которая этим занимается. А лично - могу многое раскрыть и объяснить. Самое основное - это процесс примирения, который начинается с общения - с пастырями и пасомыми. Вот это общение и начинает примирение. Этот путь, конечно, не легкий и бывают разные искушения. Есть люди, которые горят этим, живут, но есть люди, которые все эти годы болели, страдали за Россию, но психологически, духовно не могут воспринять сближение двух церквей и из-за этого многие болеют и не без искушений. Могу сказать, что процесс идет и, слава Богу. Факт, что в скором будущем мы будем духовно вместе, приобщаться вместе и являться как Одна Церковь и это, действительно, будет в скором будущем. Могу добавить, что одна из причин, почему некоторые не могут воспринять объединение - это из-за страданий за Родину. И сейчас, когда все раскрывается, расцветает, и большинство в нашей церкви радуются сближению, есть те, кто не готовы воспринять это. И наш первоиерарх митрополит Лавр сочувствует этим людям и хочет, чтобы процесс примирения был спокойным. Вот как раз наша комиссия и работает, чтобы осуществить это спокойно.

- Вы живете и работаете в Нью-Йорке, сейчас Вы с визитом находитесь в Москве. По Вашим ощущениям, которая из столиц двух относительно великих держав, благочестивее?

- Я скажу, что Москва, конечно, является духовной столицей русского православия. Но для нас, зарубежья, я бы сказал, духовным нашим центром является Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле. Это процветающий монастырь с семинарией, со своими старцами. Он воспитывал духовенство зарубежья. Во время революции, уехавшие из России, потребовали, чтобы духовенство поехало с ними. Духовенство той волны все-таки окончилось, и нужно было следующее поколение духовенства воспитывать. И наша семинария при Свято-Троицком монастыре являлась воспитателем этого духовенства. Что же касается двух городов - Нью-Йорк является чисто западного духа городом и сравнить Нью-Йорк с Москвой невозможно. Духовного центра там нет. Но в Нью-Йорке есть наш синод и собор, где находится икона Божией Матери Одигитрия Курско-Коренная и для нас это большая святыня. В нашем синоде литургии служатся каждый день и это наш маленький духовный центр в Нью-Йорке. Город чисто западный, коммерческий и ни в коем случае даже нельзя сравнить с Москвой.

- Западный и коммерческий, значит, не благочестивый? - Можно быть благочестивым, но это не обязательно, что ты при этом духовен. Можно быть добрым, желать другим добра и это все есть в Нью-Йорке, но это не духовность. А здесь в Москве есть именно духовное. Заходишь здесь в храм и видишь эти святыни и святыни эти на каждом углу. И чувствуется, что, действительно, Русь святая. А в Нью-Йорке такое не возможно, я думаю.

- Несмотря на попытки превратить Москву в Содом и Гоморру, духовность в столице России все-таки ощущается?

- Я скажу, что Москва далека от этого. Все идет только к лучшему. Несмотря на то, что всякие давления и направления с запада, но все-таки есть такое духовное, что не найти в Нью-Йорке. А процветать столице - это важно. Без коммерции, без бизнеса столица не может процветать. Хотя совершенно верно, что в Москве присутствует некий негатив. Что касается нас, тех кто из- зарубежья, то нас воспитывали и учили, что в Москве безбожие и я сравниваю не Нью-Йорк - Москва, а с тем что было. С безбожием, разрушением храмов, антирелигиозными музеями и когда теперь я вижу что Москва процветает, храмы строятся, люди молятся и на улице они подходят под благословение. Вот это нужно подчеркивать. А всякие искушения бывают в столице, это просто необходимый факт, я думаю.

- Существуют пророчества, что перед приходом антихриста храмы будут в благолепии, купола золотиться. Но дух будет умаляться?

- Я не пророк и не могу это раскрыть, но с каждым днем мы приближаемся к концу мира. Сказать, что именно из-за того, что выстроили Храм Христа Спасителя и завтра антихрист придет, это очень наивно. Обновляется все это, я думаю это важный факт, который нужно подчеркнуть. А когда придет антихрист и в каком виде, нам сейчас лично об этом не надо волноваться, а именно спасать свою душу и помогать другим спасать.

- А Вы были в Храме Христа Спасителя?

- Мне, как раз вчера вечером удалось быть на всенощной, мне позволили даже стоять на левом клиросе при службе. Потом после службы по приглашению я вошел в алтарь и, конечно, для меня это было большое удовольствие и потрясающее чувство. Потому что, за границей, мы много что переживали, многое читали, практически мы жили в замкнутом мире. Мы знаем, что Храм Христа Спасителя был построен в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Нам родители показывали всякие фильмы с кадрами разрушения этого Храма, и за тем бассейн на его месте. Для нас чувство, связанное с Храмом Христа Спасителя глубокое и сострадательное, чувство плача и вопля. Россия смогла выстроить этот Храм и это часть покаяния, которая страна должна пройти.

- Ваше отношение к тому, что происходит на Украине?

- Я сочувствую тому, что происходит на Украине. Я в политику не хочу слишком вникать и, особенно в чужую политику. Я надеюсь что устроится там все и спокойно и духовно, для блага людей и их спасения. В политическом смысле есть всякие напряжения. Запад поддерживает одного, Россия другого. В духовном смысле, я думаю, главное чтобы там был мир. Что же касается нас, то нас учили, что Украина является краем России, ее частью. Несмотря на политическое разделение с Киевом. Мы надеемся, что все-таки народ примирится и будет спокойно там.

- А Вы были на Украине?

- Нет, я не был там, но, конечно, я знаю, что Украина очень красивая. Я всего второй раз в России. Приехал всего на неделю, чтобы своего сына повезти по святыням. Это его первый раз в России. Он является третьим поколением за границей. Мы спокойно разъезжаем по святым местам Москвы. Уже были в Троице-Сергиевой Лавре. Съездили приложиться к преподобному Сергию. Это даже трудно объяснить и описать, что все эти годы мы жили в русскости за границей. Там где западное влияние противоположностью к этому является и мы всю эту русскость сохраняли и молились преподобному Сергию веками. А здесь вдруг его увидеть, к мощам приложиться. Это даже неописуемое чувство.

- Что Вы планируете еще посетить в России?

- Я хочу попасть во вторник, 28 декабря, на праздник в Сретенском монастыре священномученика Иллариона и сразу после службы я улетаю в Америку.

- Благодатного пребывания в России Вам и Вашему сыну. Прилетайте к нам еще.

Беседу провела Лия Халикова.

Мнение редакции сайта www.st-catherine.ru не всегда совпадает с мнениями, высказанными в интервью.

Новости | 26-12-04 ИНТЕРВЬЮ С ПРОТОИЕРЕЕМ АНДРЕЕМ СОММЕРОМ (РПЦЗ)
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org