ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 29-10-08 Православная Церковь сегодня: новые исследования открыли малоизвестные факты об американском Православии

Исследование “Православная Церковь Сегодня”, выпущенное Православным Институтом Патриарха Афинагора [PAOI] в Беркли, Калифорния [www.orthodoxinstitute.org], опровергает многие из стереотипов и позволяет проникнуть в суть сегодняшней жизни американского православного сообщества.

Восходя своими корнями к Русской Аляске девятнадцатого века, православное христианство имеет приблизительно 1 200 000 – 1 300 000 последователей, объединенных в 2 200 – 2 300 местных приходов по всей стране.

“Православная Церковь сегодня” является первым национальным основанным на анкетировании исследованием обычных прихожан двух наибольших Православных Церквей в США: Греческой Православной Архиепископии Америки (GOA) и Православной Церкви в Америке (OCA). К GOA и OCA относятся более половины всех православных приходов США. Поэтому, в значительной степени исследование отражает характерные черты всего американского православного общества.

Вот некоторые интересные факты о сегодняшнем американском православном христианстве:

Распространенным стереотипом является мнение, что Православные Церкви в США - это "этнические" Церкви определенных иммигрантских сообществ. Исследование показывает, что это далеко не так. Девять из десяти прихожан и в GOA и в OCA рождены в Америке. Далее, сегодня, больше чем одна четверть (29 %) членов GOA и большинство членов OCA (51 %) - новообращённые в Православие – рождены и воспитаны в протестантских или католических семьях.

Не все православные в равной степени православны. Исследование показало, что расхождение во взглядах между "левым" и "правым" крыльями в американском православии весьма велико и что американские православные глубоко разделены между собой в их личном "микробогословии". Отвечая на вопрос, "Когда Вы думаете о своей богословской позиции и отношении к церковной жизни, какими словами можно описать ваше умонастроение?”, относительное большинство (41 %) верующих предпочло быть в безопасной "середине" и описало их богословскую позицию и подход к церковной жизни как "традиционные". В то же самое время, весьма большие группы идентифицировали себя как "консерваторы" (28%) или "умеренно-либеральные" (31 %).

У православных присутствует сильное чувство их религиозной уникальности и явного преимущества Православной Церкви. Девять из десяти прихожан сказали, что они “не могут даже допустить мысли о том, что они могут быть не православными.” Для подавляющего большинства прихожан "христианство" по существу означает “православное христианство.” Действительно, восемь из десяти ответчиков думают, что “есть только одно лучшее и самое истинное видение христианской веры, и Православная Церковь является самой близкой к нему по своему вероучению.” Исследование сравнило членов GOA и OCA с американскими католиками и пришло к выводу, что многие православные американцы более верны своей Церкви, чем католики.

Сильное чувство своей православной идентичность не означает, что обычные прихожане выполняют свои религиозные обязательства в точном соответствии с церковными установлениями. В действительности, большинство прихожан осуществляет самостоятельно свой личный выбор среди различных норм церковной жизни, твердо придерживаясь основных истин веры, но относясь ко многим моментам религиозной жизни как к желательным, но не решающим. Вера в воскресение Иисуса и его реальное присутствие в Евхаристии воспринимается православными мирянами как самые фундаментальные и непреложные истины. Наоборот, регулярное посещение храма, послушание священнику и соблюдение Великого поста видеться большинству прихожан не столь существенными в их религиозной жизни.

Только трое из десяти прихожан поддержали бы идею служения женщин в качестве алтарников или диаконов, и только один из десяти думает, что женщины могли бы быть священниками. Исторический фактом является существование в Православной Церкви чина диаконисс, который прекратил свое бытие в Средние века. Сегодня, однако, огромное большинство американских православных не поддерживает идею рукоположения женщин. И участники опроса и женского, и мужского пола выражали такое же отношение к рукоположению женщин.

Больше чем две трети респондентов говорят, что они хотели бы принадлежать к приходам, которые “требуют единообразия веры и практики и где люди придерживаются таких же, как они взглядов”. Таким образом, американские православные имеют весьма различные ("либерально-умеренный", "традиционный", "консервативный") личные подходы к Церковной жизни, но они предпочитают однородные единомышленные приходы. Только один из четырех опрошенных одобряет “разнородные приходы, которые терпят многообразие верований и практики, где люди придерживаются различных взглядов и открыто обсуждают свои разногласия”.

У православных существуют различные мнения о существующих теориях эволюционизма и креационизма. Относительно общественного образования американские православные миряне разделились на три почти равных группы: те, кто одобряет преподавание креационизм вместо эволюционизма в американских общеобразовательных школах (33 %), те, кто отвергает эту идею (35 %) и те, кто неспособен принять ту или другую сторону в этом вопросе (32 %). Почти одинаковое количество опрошенных согласились (41 %) или не согласились (38 %) с утверждением “Эволюционная теория совместима с верой в Бога как Творца.” Больше чем одна пятая (21 %) ответчиков была неспособна оценить это утверждение и сказала, что они “нейтральны или неуверенны.”

Стать профессиональным священнослужителем в 21 веке в Америке, возможно, не является мечтой, к которой все стремятся. Все же, исследование показало, что больше чем три четверти опрошенных “поддержали бы своих сыновей, если бы они захотели стать священниками.”

Респонденты из более чем 100 случайно отобранных православных приходов, расположенных в различных частях страны, участвовали в этом исследовании. Анкетный опрос сосредоточился на личном социальном и религиозном отношении православных прихожан и на примерах повседневной церковной жизни в их местных приходах. Особенное внимание было уделено "образу" православного духовенства в глазах обычных прихожан и вопросам, касающимся следующих тем: “Демократия и плюрализм в Церкви,” “Изменения и новшества в Церкви” и “Религиозная приверженность и экуменизм.” Многочисленные сравнения с американскими католиками и протестантами делают результаты исследования особенно интересными для более широкой аудитории.

Православный Институт Патриарха Афинагора является филиальным отделением Высшего Теологического Союза, экуменического консорциума девяти независимых семинарий и восьми филиальных центров, базирующихся в Беркли, Калифорния. PAOI существует, чтобы обучать, распространять и продвигать традиции и культуру православного христианства. Главные программы Института включают:

Двухлетний курс, посвященный исследованию православного искусства – единственная программа специализации по православным исследованиям такого рода на западе Соединенных Штатов - Питсбурге, Пенсильвания, которой нет в программе православной семинарии;

Издательство InterOrthodoxPress;

Проект Жизнь Прихода – продолжающаяся программа по изучению внутренней сути православной церковной жизни в США, реализуемая через социологическое анкетирование и другие методы исследования.

Загрузить полную копию отчета исследования “Православная Церковь Сегодня” можно на вебсайте Православного Института Патриарха Афинагора по адресу: http://www.orthodoxinstitute.org/orthodoxchurchtoday.html (taken from www.oca.org)



Новости | 29-10-08 Православная Церковь сегодня: новые исследования открыли малоизвестные факты об американском Православии
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org