ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Проповеди | В первый день Великого Поста после прочтения канона святого Андрея Критского

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю Вас с началом Великого и Спасительного поста.

На протяжении трех недель до Великого поста, Церковь от лица каждого из нас начала возносить молитвы Господу, словами: "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче". И вот пост наступил, наступило время покаянных молений, покаянных трудов молитвы и поста. В эти дни, когда Церковь самим строем своих богослужений: продолжительных, строгих, с глубоко покаянным содержанием, призывает нас к тому, чтобы мы остановились среди того круговорота, в котором постоянно находимся, оглянулись на себя и на свою жизнь, задумались над своим духовным состоянием.

И в самом начале Великого поста, как образец для правильного и полного понимания истинного покаяния, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу раскаянием и надеждой.

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, царя Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события жизни каждого из нас, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся всех нас и нашего спасения, трагедия греха и измены как наша личная трагедия. Наша жизнь показана нам как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы.

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и души каждого из нас. Слова Канона призывают нас к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но Канон св. Андрея Критского являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Начало покаяния, говорят святые отцы, - видеть свои грехи, бесчисленные как песок морской. Вот почему в Великом посту мы так настойчиво молимся Богу словами преподобного Ефрема Сирина: "Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения…". Итак, постараемся, дорогие браться и сестры, в первые дни Великого поста положить начало нашему покаянию, к которому мы призваны словами прп. Ефрема и покаянным каноном св.Андрея Критского. Аминь.

Иерей Иоанн Кечкин, храм св.вмц. Екатерины, 07.03.2011

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org