ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Проповеди | Проповедь в Неделю о Закхее - 6 февраля 2011 года архимандрита Закхея

Во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь! 

Дорогие мои, возлюбленные о Господе, сегодня мы слышали Евангельское чтение о мытаре Закхее. Это чтение Святая Церковь предлагает в воскресенье перед началом пения Постной Триоди и таким образом дает возможность и нам, ежегодно слушающим это чтение, начать подготовку к Великому и Святому спасительному сорокадневному Посту, который приведет нас к Пасхе. 

Триодь – это книга, используемая Церковью в ее подготовительных службах к Великому Посту, и поэтому она очень важна для нас, помогает духовно подготовиться к искушениям поста, которых, как мы прекрасно знаем, дорогие братья и сестры, бывает немало. Для всех целомудренных православных христиан Великий Пост – это духовное путешествие, назначением которого является величайший праздник христианского календаря, и праздник этот – ничто иное как Пасха, Праздников Праздник, когда мы с ликованием встречаем Воскресение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В ближайшее время у нас будет много времени для совместного рассмотрения и изучения текстов Постной Триоди. Сегодня мне бы хотелось обратить наше внимание на слова из сегодняшнего Евангельского чтения. 

Мы слышим, что Иисус из Назарета входит в Иерихон, город, считающийся самым древним на земле. И Он входит в этот город, и здесь, как и в других местах, где Иисус уже прославился Своими проповедями и исцелениями, посмотреть на Него собралась большая толпа. В этой толпе находился и начальник мытарей – человек, вымогавший деньги у народа, среди которого жил, и не пользовавшийся в этом народе ни малейшей любовью. Этот сборщик податей тоже хотел увидеть Иисуса, но не мог из-за личного физического недостатка – он был слишком мал ростом и столпившиеся вокруг люди закрывали ему обзор. 

Здесь я хочу на минуту остановиться вместе с вами, друзья мои, и попросить всех нас обратить свой взгляд на себя. Часто ли мы понимаем, что этот самый Спаситель мира, Господь наш Иисус Христос приходит также и к нам, и мы тоже хотим Его увидеть? Это случается за каждым Богослужением, и в особенности за Евхаристической Божественной Литургией. И как часто мы можем сравнивать себя с людьми, описанными в сегодняшнем Евангельском чтении? Иногда мы бываем частью «толпы», которая хочет увидеть Иисуса только в подражание всем остальным. Поэтому мы и приходим в церковь – потому что это «надо сделать». В другой раз, как многие в той толпе, мы искренне хотим «увидеть» и «на опыте испытать» жизнь со Спасителем, и слава Богу за эти моменты подлинной веры!

В другой же раз мы подобны Закхею из Евангелия – мы изгои в этой «толпе». Мы чувствуем себя неуютно среди окружающих людей. Либо «они мне не нравятся», либо «я им не нравлюсь», но тем не менее я чувствую непреодолимое желание присоединиться к ним в попытке увидеть Иисуса. На самом деле это и есть первая ступень нашего духовного роста. Когда мы чувствуем себя некомфортно среди окружающих, мы можем предпочесть остаться в стороне, даже если это означает пожертвовать встречей с Богом. Закхей мог так поступить в Иерихоне, и также мы можем поступить сегодня. Но если мы это сделаем, как если бы это сделал и Закхей, сколько было бы и сколько будет потеряно. 

Вторая часть этого стиха из Евангелия указывает, что Закхей ясно понимал: невозможность увидеть Христа – это его, Закхея, проблема, а не проблема окружающей толпы. В Евангелии говорится не о том, что все вокруг были велики ростом, а о том, что именно Закхей был невысок. Над этим нам тоже очень важно поразмыслить. Как часто нам хочется обвинить окружающих в том, что мы не «видим» Иисуса Христа, Господа нашего и Спасителя. Куда легче сказать или, к несчастью, даже поверить, что мои трудности в отношениях с Богом коренятся во вмешательстве других людей. Как часто мы с наивной дерзостью виним наших братьев и сестёр, собратьев по приходу и, того хуже, наших духовных наставников в том, что не имеем отношений с Живым Богом? Мог так поступить и Закхей, но он этого не сделал. Он не сказал: «Все эти люди такие рослые (то есть «не такие», как он), а значит, пойду-ка я в другое, более подходящее лично для меня место, где я смогу увидеть Христа». Нет, глубоко в сердце он знал, что именно там, и в том месте должен был находиться Господь Иисус Христос, там Закхей и остался. И это нам пример, братья и сестры. 

Глубоко в душе мы знаем, что именно здесь и сейчас, сегодня, как и во всякий другой день, наша возлюбленная Церковь торжественно совершает Божественную Литургию, что Христос с нами, и мы должны искренне хотеть быть с Ним здесь. Порой это означает, что приход в храм требует от нас подвига. Это потребовалось и от Закхея в сегодняшней Евангельской истории. Ему необходимо было залезть на дерево. Это стало и физическим усилием, и актом добровольного духовного обнищания, так как нужно было смириться, признав перед всеми остальными своё от них отличие. Он был меньше ростом, слабее, не в состоянии увидеть. Иногда от нас тоже требуется не постесняться своей слабости перед лицом окружающих, чтобы увидеть Господа нашего Иисуса. Сегодняшнее Евангельское чтение, дорогие мои, со всей очевидностью дает нам для этого силы. 

Другая, много обсуждаемая часть чтения о мытаре Закхее из Евангелия от Луки относится к тому, что Христос Сам выбрал Закхея среди всех других в толпе и заговорил с ним. Разумеется, теперь мы понимаем, это случилось именно потому, что наш Господь увидел смирение мытаря Закхея и физическое усилие, приложенное к тому, чтобы увидеть проходившего мимо Христа. И это также великий урок для нас. Нам необходимо иметь смирение и нужно приложить физическое усилие, если мы хотим, чтобы Бог нас заметил. И нам будет предоставлена эта возможность, так милостиво и с такой любовью от нашей Матери – Святой Православной Церкви, когда она даст нам Великий и спасительный сорокадневный пост, в течение которого от нас потребуется больше молитв, больше смирения, больше жертв и больше физических усилий. И, возможно, лучше сказать не «потребуется от нас», а дано будет нам как благословенная помощь для лучшего познания Бога. 

Дорогие мои, сегодня я призываю всех вас, удостоившихся счастливой привилегии услышать Евангельское чтение о мытаре Закхее, попытаться применить выраженные в нём истины в нашей повседневной жизни. 

Давайте, мы – слабые, маленькие и отличающиеся от окружающих нас людей – помолимся о внутренней силе Закхея, чтобы иметь смелость признать свою слабость и недостатки. Если мы это сделаем, самые тягостные наши слабости превратятся в нашу величайшую силу, поскольку помогут нам увидеть Господа нашего Иисуса Христа. Очень часто и нас, как мытаря Закхея из Евангелия от Луки, захлестывают желания богатства, успеха и власти, и нам кажется, что, имей мы это, ничего другого нам не понадобится. Затем, в один прекрасный день – из-за смерти дорогого человека, долгой и серьёзной болезни друга, из-за потери работы, внезапной перемены в экономической или политической сфере мы вдруг с поразительной ясностью осознаём тот факт, что всё, чего мы так жаждали, всё, на обретение чего тратили столько времени, ничего не значит в сравнении со Славой и Милостью Бога. И именно в этот момент мы поймем, что надо либо «забраться на дерево», чтобы увидеть Иисуса из Назарета, либо упасть перед Ним на колени и умолять о прощении и милости. 

И если, друзья мои, когда мы сделаем это во имя Славы Господней, я могу обещать вам не что иное, чем то, что было обещано в сегодняшнем Евангельском чтении – что мы услышим благословенные слова от Иисуса Христа, Сына Божьего, Спасителя мира, обращённые не только к Закхею, но поистине и к нам: 

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее»! (Лк 19:9-10) 

Аминь!

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org