ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 05-03-06 Духовенство и верующие храма святой великомученицы Екатерины начинают Великий Пост со взаимного прощения.

В Прощенное воскресение 5 февраля, когда святая Церковь призывает всех простить друг друга в канун Великого Поста, в храме святой великомученицы Екатерины совершилась Великая вечеря и чин прощения, где духовенство и верующие храма испросили взаимного прощения.

Великий Пост

В православной Церкви Великий пост есть время подготовки к Страстной седмице, когда перед нами с особой силой возникают образы страдания и смерти Иисуса Христа, и к величайшему из праздников – Светлому Христову Воскресению – Пасхе. На церковном языке Великий Пост называется также Святой Четыредесятницей, так как продолжается он сорок дней.

Смысл поста, в первую очередь, заключается в воздержании (в богословии это называется аскеза), в понуждении себя делать не только то, что, как говорится, «моей душе угодно». Смысл поста в обуздании своих эгоистических желаний, в смирении перед чем-то иным, не тем, что диктует мне постоянно мое себялюбие, мое «эго». Почему это нужно? Почему время от времени полезно нам себя укрощать и смирять? Потому что природа наша является частью мира во зле лежащего, как о нем говорит евангелист Иоанн; человек несет в себе последствия первородного греха и добровольный отказ от связи с этим природным миром возвышает нас над ним, освобождает нас от него, полагает начало снятия кандалов, рабски привязывающих нас ко греху.

Пост установлен для оживления, а не для убийства нашей природы. Пост есть гигиена души и средство для ее очищения и оздоровления. Даже только лишь в физическим плане пост полезен, и можно говорить о пользе и необходимости поста с медицинской точки зрения.

Пост восстанавливает в человеке утраченное равновесие и духовно-душевно-телесную гармонию. Удерживание себя от чрезмерного насыщения пищей, облегчает духовные и душевные способности. Студенты, готовящиеся к экзаменам, по опыту знают, что перед учением не следует наедаться. После еды человека клонет ко сну, а не к активности и мышлению. Преп. Серафим Саровский говорил, что «набивши чрево не подобает говорит о вещах Божественных».

Для поддержания своей жизни человек должен питаться. И с точки зрения духовной питание совсем не грешно. Для духовной жизни опасно ожирение и отучнение: в Библии, Израилу, идущему в плодородную землю Ханаанскую, Бог говорит, предостерегая: «Израиль, Израиль! Ты идешь в землю, где текут реки молока и меда. Остерегайся, Израиль, как бы тебе не отучнеть и не забыть Бога!»

Пост ведет к целостному равновесию и к гармонии нашего духовно-душевного и телесного состава. Если в нашей жизни бывает перегиб в сторону телесную, полезно нам эту активность временно умалить ради освобождения духа для целомудренного равновесия. Еще стоики учили о целомудрии как гармонии целостного состава человека.

Почему Церковь установила выбор пищи для постов? Наша физиологическая активность находится в соответствии с той пищей, которую мы потребляем: и мы телесно становимся тем более активными, чем более мы питаемся вещами, стоящими выше на лестнице органического и животного мира. Владимир Соловьем усматривает такую градацию животной активности: эта активность наименьшая в растительном царстве, поэтому самой «постной» пищей считают овощи, фрукты и злаки. Рыба по своему развитию стоит выше растений, а птица выше рыбы, поэтому и жизненная энегрия передающаяся нам от них через питание, пропорционально выше. На вершине животного мира, до создания человека, стоят млекопитающие животные, поэтому их мясо справедливо считается самым «скоромным».

Кроме физиологического смысла поста, нужно указать на его значение для духовного воспитания и укрепления воли.

Господь дал человеку свободу воли на делание добра, на приближение к Истине, на творчество прекрасного. Но эта наша свобода воли вовсе не говорит об отсутствии воли, о безволии, о волевой расслабленности и об апатии. Если человеку дана свобода выбирать, то он должен все же знать чего он хочет, к чему его воля должна быть направлена. Свобода воли человеческой вовсе не должна приводить его к безнравственности, беспечности, к безобразию, к распущенности. Решив что хорошо и что плохо, человек должен употребить свою волю на делание хорошего, того, что приводило бы его к Богу. Человек призван к творчеству в добре, к духовной активности, к строительству Града Божия. Поэтому пост и всякое самоограничение (аскеза) есть прекрасное средство для воспитания воли человека, для укрощения его распущенности.

Дисциплина церковного поста, как и всякая дисциплина, благотворна для совместной жизни, для обуздания человеческого, слишком изолированного в себе, своеволия. Человеку нужно свою волю сообразовать с волей церковной. Каждому из нас полезно знать, чего хочет вся Церковь. Мне полезно поститься тогда и так, как предписывает это Церковь. Мне, для дела моего спасения, полезно исполнять дисциплину Соборной Церкви, чтобы быть вместе со всеми, чтобы мое личное «эго» сочетать с общим желанием Церкви. Необходимо человеку делать не только свое, но и «Общее Дело», и подчиниться церковной дисциплине. Между прочим, слово «Литургия» значит «общее дело». По определению Церкви христиане – «воины Христовы», в совокупности – «воинство Христово». Земная Церковь – Церковь «воинствующая», то есть борющаяся за спасение ее чад. Дисциплина в церковном, «Христовом воинстве» столь же необходима, как, например, и в обычной армии. В этом аспект идеи христианской соборности.

Пост, конечно, является упражнением не только в воздержании, но и в совершении добрых дел. На этом значении поста Церковь настаиват в великопостных песнопениях. Это явствует, например, из такого литургического текста: «Постясь, братия, телесно, постимся и духовно, разрушим всякий союз неправды, дадим алчущим хлеб, и нищих и бездомных введем в домы.»

Проповедь Протоирея В. Потапова (Свято-Иоанновский-Предтеченский собор, г. Вашингтон).



Новости | 05-03-06 Духовенство и верующие храма святой великомученицы Екатерины начинают Великий Пост со взаимного прощения.
Новости | 05-03-06 Духовенство и верующие храма святой великомученицы Екатерины начинают Великий Пост со взаимного прощения.
Новости | 05-03-06 Духовенство и верующие храма святой великомученицы Екатерины начинают Великий Пост со взаимного прощения.
Новости | 05-03-06 Духовенство и верующие храма святой великомученицы Екатерины начинают Великий Пост со взаимного прощения.
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org