ПАТРИАРШЕЕ ПОДВОРЬЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Представительство Православной Церкви в Америке

 

Новости | 07-04-06 Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии

В пятницу 7 апреля 2006 года, настоятель, духовенство и прихожане храма святой великомученицы Екатерины праздновали день Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. После совершения Божественной Литургии и молебна Пресвятой Богородице и Святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси, также поминаемого в этот день, духовенство и верующие отпустили в небо голубей и других птиц, по обычаю, символизирующему наши души, освобожденные от греха, благодаря Святому Воплощению Бога в плоти, началом которого послужила Благая Весть Архангела Гавриила Пречистой Деве Марии.

Архимандрит Закхей и духовенство принимали в гостях в этот день каноника Саймона Стивенса, доктора философии, пастора Англиканской Церкви святого Андрея в Москве и специального Представителя архиепископа Кентерберийского в Русской Православной Церкви, а также молодых курсантов Первого Московского Кадетского корпуса.

Смотрите фотогалерею Праздника Благовещения на нашем сайте :

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии в храме святой великомученицы Екатерины.

Об истории Праздника.

7 апреля – день Благовещения Пресвятой Богородицы – один из 12 главных (двунадесятых) праздников в православном календаре.

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира.

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должны была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца по обручении, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.
Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

«То событие, которое именуется "Благовещение", означает зачатие Иисуса Христа. – напоминает профессор богословия диакон Андрей Кураев, – Действием благодати Божией в лоне Марии началось развитие новой человеческой жизни. Не от Бога-Отца зачала Мария, не от Архангела Гавриила и не от своего нареченного мужа Иосифа. Циничные "физиологические" аргументы лучше оставить при себе - христиане не хуже скептиков знают законы биологии, а потому и говорят о Чуде. И чудо состоит не столько в том, что Дева, не знавшая мужа, стала вынашивать ребенка, но, что сам Бог отождествил Себя с этим ребенком и со всем, что произойдет в Его жизни. Бог не просто вселяется в Деву. Через архангела Гавриила Он (Вседержитель, Владыка и Господь) смиренно просит согласия отроковицы. И лишь когда Он слышит человеческое согласие. Да будет мне по слову Твоему", - лишь тогда Слово становится плотью.
Так начинается евангельская история. Впереди - Рождество и бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение...».

На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Они символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке.

У древних христиан этот праздник носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название "Благовещение Пресвятой Богородицы". Праздник бывает в дни Великого Поста или Светлой седмицы.

В этот день на Руси издревле во время праздничного богослужения совершался особый чин хлебопреломления, после чего благословленные "благодатные" хлеб и вино раздавались прихожанам. Патриарх Московский подносил хлеб самому государю, который обязательно присутствовал в этот праздник на службе в домовом соборе Кремля.

Тяжким грехом в Благовещенье считался труд - отсюда поговорка: "На Благовещенье птица гнезда не вьет, а девка косы не плетет". В то же время в этот день в народе принято было сжигать старые вещи, окуривать избы, собачьи будки и хлева, чтобы предохранить от болезней себя и домашних животных.

В этот день, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах.

По слову Святейшего Патриарха, эта исполненная глубокого смысла традиция "символизирующая, что птицы уже не в клетке, а на свободе, напоминает, что и в нашей свободной воле - поиск Царствия Божия".



Новости | 07-04-06 Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии
Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Православие.Ru mospat.ru oca.org